четверг, 21 февраля 2008 г.

Путевые заметки - 1


Первый небольшой отчёт Миши Джонджуа о его ощущениях и его впечатлениях о поездке в Америку с целью позаниматься айкидо там. Отчёт выкладывается с согласия автора, сохраняя авторский стиль путём несложного, но очень действенного "ctrl+c ctrl+v". Мне отчёт показался достойным внимания и прочтения, и для меня прежде всего - как стимул заниматься, тренероваться, и набирать собственные ощущения для возможности адекватно поспорить/согласится с Мишкой по поводу нижеизложенных мыслей. Ну да ладно, начнём:

Айкидо в Чикаго (первая поездка: лето 2007 года)

Как найти? Чикаго, Линкольн авеню, 3652. Первый раз рекомендую ехать на такси. Если хотите экзотики, то садитесь на поезд сабвея (правда CTA – это, скорее, upperway потому что он над землёй, а не под) в центре города ((Loop) тут поезда идут по кольцу) на коричневой линии по направлению в Kimbel и езжайте до станции Эдисон (Adison). Когда вы выйдите со станции, то окажетесь на Линкольн авеню и непосредственно около Доджё. Если вы вышли по ходу поезда, из первого вагона вперёд, то вам налево.
Доджё находится над автомастерской и вход в него из переулка. Найти довольно легко, потому что вывеска, хотя и не яркая, но заметная, большая. Открывайте дверь и поднимайтесь по лестнице наверх. Если встретите афро-американца с доброжелательно расслабленным лицом, то это – Харви. А если откуда-то из-за шомена шаркая ногами выйдет растрёпанный человек с застенчивым лицом и мутноватым взглядом, то это – учитель – Кевин.

Кстати, если кто-нибудь интересуется, то я могу рассказать как найти Доджё Айкикай в Нью-Йорке (штат Нью-Йорк), Торонто (Онтарио, Канада), в Вашингтоне (округ Колумбия), Сан-Франциско (Калифорния) и Финиксе (Аризона). Знаю пару Доджё в Москве.

В первый раз (это было в июне 2007) Кевин Чоат встретил меня собственной персоной в пустом Додже на этой самой периферии Чикаго (это потом я узнал, что район называется Озёрный Вид (Lake View) и относится к Старому Городу, и вовсе не периферия). Тогда для меня это был странный район похожий на студенческое общежитие растянувшееся на несколько кварталов. Ржавчина, застарелый ремонт и неистребимое ощущение вездесущей пыли.
Само помещение Додже выглядит ухоженным и просторным. Фотографии О-Сенсея, Хироши Икеда и Мицуги Саотоме, низкий стол с подушкам для сидения, низкая скамейка из распиленного вдоль ствола секвойи, каллиграфия. Чайник подвешенный в японской традиции к «журавлю»… Только позже я почувствовал, что означает близость железной дороги и отсутствие кондиционеров, а ещё, как оказалось, крыша подтекает во время дождя…

Кевин приветлив и доброжелателен. По моей просьбе выдал мне ги для тренировок. Принёс, сказал: «Это моё», - и ушёл переодеваться. На тренировку вышел будто бы даже неохотно в белом поясе и без хакам.

Тут-то и началось самое интересное. Кстати, во время тренировки Кевин не произносил слов «уке», «тори», почти не называл техники…
- Задайте партнёру движение! Есть восемнадцать направлений при захвате руки. Девять вперёд и столько же назад. С этого начинается техника. Нет смысла схватиться за руку и стоять. Двигайте его.
- Ищите точки выведения партнёра из равновесия. Пропускайте его, ведите его, взаимодействуйте с ним. Мягко…
- Вначале касайтесь. Только касайтесь. Не толкайте, не бейте, не хватайте, Дайте захват и прикоснитесь к нему. Учитесь взаимодействовать, а не бороться с человеком. (Это звучит будто бы знакомо, но это был тот редкий случай, когда я видел, как человек делает это мягко).
- Нас учат Айкидо «по прямым». Учат так, как если бы мы были машинами. Но человеческое тело нелинейное. Значит и обращаться с ним надо нелинейно.
- Нас учат Айкидо будто люди твердые, но человек мягкий. Поэтому и работать с ним надо мягко.
- Держите плечи расправленными. Это даст вам преимущество в движении. Когда направленны вперёд, то у вас будут сложности с тем, чтобы свободно двигаться.
Собственно, ничего больше он и не сказал на этой тренировке. Но работать с Кевином было очень интересно. В его движениях была та особая форма мягкости, которую никак не хочется ощущать затвердевшей. Очень опасная для нападающего форма мягкости.

Его ученики не были столь хороши в этот день. А Кевин провел только одну тренировку. Сказал: «Я устал», - и ушёл с свою комнату за шоменом.

На следующий день я не застал Кевина на татами вовсе. Когда я пришёл, тренировку вёл весьма самодовольный и более ничем непримечательный парень.
Примечательной была Марша Тёрнер, которая проводила следующую. Около метра шестидесяти ростом, лет сорока-сорока пяти. Прекрасный, вдохновляющий пример женского Айкидо. Я догадался, что у Марши танцевальное прошлое до того, как она сказала, что 15 лет занималась балетом. И, вне зависимости от этого, Марша двигалась очень убедительно. Её движения были точны и красивы, а входы близкие и очень… результативные. На неё не страшно выпустить и Д-ра Ливси. Впрочем, страшно. За Д-ра Ливси, все знают, что доктор умён, быстр и весит за 110 кило, и тем не менее.
Марша показала интересные вариации входов на риото-тори-кокю-наге (руки внутри, руки снаружи, «передняя» рука внутри, «задняя» снаружи (то, что мы делаем обычно) и наоборот, что было очень интересно для меня.
Быстрая, маленькая и хрупкая, Марша была очень серьёзно настроена и совсем не выглядела усталой после тренировки, хотя и работала много.
Она польстила мне, отметив характер укеми, при котором я (спасибо Саше и Шуре) смотрел на тори и быстро возвращался в ханми. Пригласила меня на центр, делала технику и говорила своим ученикам: «Я хочу, парни, чтобы вы делали укеми также. Он смотрит на меня в падении и сразу готов к следующему движению».

В последний день Кевин был в более «рабочем» настроении, хотя и вёл себя в замечательно небрежной манере, покидая Доджё почти всякий раз, когда мы отрабатывали технику. То, что он говорил и делал звучало и ощущалось очень легко. И, как всегда, повторять это было до смешного сложно.
- Когда вы толкаете, не толкайте кожу, толкайте глубже. Движение должно быть таким, будто вы втыкаете нож…
- Ищите зоны внутреннего напряжения и надавливайте туда. Учитесь выводить человека из баланса мягко, тогда техника будет получаться.
И Кевин делал движение, будто втыкал нож. Мягко, спокойно и… очень… глубоко. Я ещё подумал, что это ещё один пример того, зачем мы учимся работать с оружием: можно использовать ощущение, будто втыкаешь нож. Будто втыкаю нож в напряженный узел.
- Создавайте многонаправленное движение. Очень легко остановить движение, которое направлено в одну сторону. А когда движение многонаправлено, то остановить его, противодействовать ему гораздо сложнее.
Движение может быть очень коротким. Я сам попробовал развернуть уке «захватив» его только за плечевой сустав. Я пишу «захватить» в кавычках, потому что по сути, там не было никакого захвата, это было – мягкое касание – вроде поглаживания.
Контроль тоже был очень мягким. Мы не делаем ничего такого. Или делаем очень далёкое от этого. Кевин показывал контроль из удара, контроль из захвата.
- Движение руки при ирими-наге точно такое же, как и движение при сувари-ваза-риото-тори-кокю-хо.
Он разворачивал руку, которая держит голову, именно так, как движется (в идеале) «нижняя» рука при кокю-хо или тенчи-наге, показывая, что не надо тянуть голову уке к себе. В этот момент я подумал, что это удивительно сводит Айкидо в точку: техник очень немного. Раньше я понимал, что лучше всего делать иккё, а уже если не получается иккё, то – никкё, если не получается никкё, то – санкё… и так далее. Теперь я всё чаше вижу кокю-наге в других техниках, во всех техниках…
Ещё я обратил внимание на то, что предплечье руки, захватывающей шею, при ирими-наге лежит практически вдоль позвоночника уке.
- Удивите нападающего. Вы ничего не сможете сделать, если не удивите его. Если он хочет захватить вашу руку, то коснитесь его ногой (наступите на его ногу). Пусть он удивится. Пусть он начнёт двигаться иначе от удивления, пусть потеряет равновесие.
- Не давайте захват, если он очень хочет захватить. Или, наоборот, дайте ему то, что он хочет, но прикоснитесь к нему в другом месте…
- Не пугайте нападающего вашим движением. Именно поэтому надо расслабиться. Удивите его, вместо этого.
- Позже контроль может стать и ударом, а сейчас только прикасайтесь.
Кевин показывал дыхательные движения. То есть, не показывал, а делал. Он вдыхал и двигался навстречу уке животом, как только уке начинал движение. Это был наглядный пример того, как можно выдвинуть вперёд хара. Со стороны выглядело так, что Кевин укладывает начинающего атаку уке на сферу с центром в глубине своего живота. В движениях нет никакой нарочитости, все движения очень спокойные и стойка… да это и не стойка вовсе. Просто спокойно стоящий человек.
- Очень важно, как вы дышите во времени. Главное, чтобы вы дышали: и на атаку и выдох уке, приходился ваш вдох... и наоборот.
Иногда Кевин практически не сдвигался с места и его ханми была очень узкой (ноги стояли близко). При этом уке приходилось двигаться и Кевин контролировал его очень мягко. Именно, контролировал.

Я очень рад, что тренировался в Доджё в Чикаго. Мне понравилась атмосфера, которая, кстати, очень дружественная во всех Доджё, в которых мне приходилось бывать в Северной Америке. К сожалению, должен сказать, что в Москве это не всегда так.Кевин предложил мне заплатить 10 долларов и заниматься сколько я хочу в течении недели и, как я уже говорил, в его же ги. Все ученики были доброжелательны и готовы помочь. Удивительно простые и приятные ощущения!

Комментариев нет: