четверг, 21 февраля 2008 г.

Путевые заметки-2

Отчёт Миши о более поздней поездке в Чикаго, в то же додзё. И публикуется - не поверите - по тем же причинам, что и первый! :)

Айкидо в Чикаго (вторая поездка, 22 января – 4 февраля 2008 года)

Мы приехали. Мартыньш сказал: «Поехали!» – и мы приехали. Возможно, со временем я вспомню что-нибудь ещё, но сейчас я хочу записать только некоторые фразы, которые говорил Кевин в этот приезд во время тренировок. Конечно, многие фразы я слышал и раньше и Саша, и Шура говорили так или очень похоже. Разница в том, что Кевина я услышал…

Используй всё тело (Use whole body.)
Начинай двигаться немного раньше контакта. Вообще, никогда не прекращай двигаться и, особенно, дышать (даже, когда техника закончилась).
Не должно быть разницы в движениях, когда ты захватываешь или когда тебя захватывают.
Смотри, как движется вода, в которую попадает камень (демонстрируя понижение центра и движение рук при технике иккё).
Сосредоточься на человеке [с которым ты работаешь] (Look at the person, watch whole person).
Руки должны двигаться, как при поднятии тяжестей (легко изображает руками движение рук при поднятии штанги, поднимая руки над ногами и бёдрами, практически втягивая живот).
Исправляй себя! Поправляй свою осанку, если хочешь изменить положение другого человека. Если стойка будет хорошей, то и техника будет хорошей тоже. (Change yourself first, then change the person. If posture is good, the technic will be good as well.)
Будь жидким. (Be fluid).
Двигайся плавно, плавнее. (Move smooth, smoother…)
Если ничего не получается с техникой – согни колени (Bend your knees.).
Хорошие парни не озабочены победой, поэтому у них хорошее выражение лица.
Прячьте напряжение от партнёра. Посмотрите на дракона: тело извивается, а в спрятанной от других лапе зажат хрустальный шар. Всё напряжение – там и оно спрятано.
Действуйте на многих уровнях.
Чтобы машина (показывая, что-то вроде крана) подняла груз, вес должен быть скомпенсирован. Иначе, груз опрокинет машину. (Кевин легко использует метафору, понятную человеку. Нам он говорил про переговоры, а фраза о машине звучала пожилому мужчине, видимо, строителю или механику.)
У вас всегда должна быть возможность ударить (или пнуть) атакующего. Вы просто этого не делаете. (You always should be able to hit or kick attacking person. You just do not do it.)
Через какое-то время вы начнёте чувствовать как движется атакующий. Это как, когда вы заходите в помещение и чувствуете, что что-то не так и понимаете как именно надо действовать.
Если что-то ощущается как неудобное, это надо исправить. (О стойке)
Когда вы застреваете в технике, двигайтесь вдоль тела уке или вдоль своего тела.
Когда вы взяли равновесие партнера, вы взяли всё. (When you got the balance of the person, you got everything.)
Тренировка позы (спина смещена назад) заняла у меня три месяца, по десять минут каждый день. (Упражнение заключается в том, что надо касаться ногами ног атакующего. На любую атаку.)
Это не магия, это физика и умение двигаться двигаться. Искусство двигаться. (Как в теннисе, как в тяжелой атлетике, как в футболе, мастера регулярно упражняются, повторяя движения снова и снова, и ищут правильных положений тела, правильных ощущений).
Это просто, как умение ходить. Просто двигайтесь естественно. Перемещайте партнёра, как двигали бы ребёнка, например, если вам надо затянуть его на тротуар с проезжей части.
Я не могу этого объяснить, практикуйтесь и вы почувствуете это. Чтобы почувствовать это, надо много практиковаться. К счастью, я могу практиковаться почти без ограничений.
Выбирайте одну фразу и произносите её про себя, когда тренируетесь. Например: «Дыши равномерно» или «Двигайся плавно» или «Сгибай колени» и так далее. Это поможет улучшить технику.
Хорошо выполненная техника, прежде всего, выглядит красиво.
Те, кто хорошо делают технику не стоят в жесткой стойке. Жесткая стойка нужна для упражнения. О-сенсей стоял так… Естественно.
Мозг работает как работает тело. Если тело работает плавно и логично, то и мозг работает так же. Двигайтесь постоянно (хотя бы дышите).
Лучше работайте кулаком, не привыкайте работать открытой (отогнутой в сторону) рукой.
Когда вам надо управлять рычагом, лучше, когда вы контролируете обе стороны рычага. Поэтому, двигайте не только локтевым суставом (при захвате запястья), но и пальцами, тогда кости предплечья будут контролироваться вами (!) с двух сторон.
Используйте при захвате не одну, но пять точек захвата. Двигайте пальцами, как когда играете на гитаре.


Очень странное ощущение, что я взял так мало в эту поездку. Нет, это не жадность, и я не жалуюсь. Просто, я чувствую жажду практиковаться и искать правильные положения тела и изучать свои движения и возможности. И ещё я чувствую, что за этим очень много ещё… очень много тайн (не магии) собственного тела и тайн других людей. Как только приоткрывается идея одного движения, я начинаю чувствовать насколько я скован и действую силой в остальных. И сильно, нестерпимо сильно хочется почувствовать эту лёгкость и в других движениях.

В эту поездку, во время тренировок я понял (наконец-то), что означает двигать руками без помощи плечевых мышц. Уже могу прикрепить руку к телу мышцами груди и лопаток. После этого стало понятно, что можно (действительно, можно!!!) двигаться за счёт мышц спины или глубоких дыхательных мышц. И раз (старая доктор так сказала мне однажды) мне придётся жить долго, то я собираюсь разобраться и научиться двигаться этими мышцами умело.

Очень интересно было переносить вес и напряжения из одной точки в другую. Пока не понимаю, что с этим делать. Просто есть ощущения, что то , что движется… энергия.
Очень забавно наблюдать на татами за стилями движения (смотри-ка пункт 27). Может быть это иллюзия, но они мне всё больше говорят о мышлении. Зажимы и витийство, прямолинейность и сила (убедительность), вялое безразличие, глупость и наивность, грубость, неуверенность и старательность отчётливо проявляются стилями движения. Вижу теперь их на татами и… не только.

Комментариев нет: